Реклама и связи с общественностью

Слово реклама вошло во все языки мира, придя в них из латинского – официального языка Великой Римской империи. В переводе с латинского слово «reclamare» означает  «утверждать» и «протестовать», а также «выкрикивать».

Реклама и связи с общественностью

Этим, в сущности, реклама испокон занималась и продолжает заниматься. Она утверждает превосходство рекламируемых товаров или услуг, тонко и завуалировано опротестовывает преимущества конкурента и делает всё это «кричаще», «во весь голос»! В связи с этим встречающееся русское словосочетание «кричащая реклама» должно рассматриваться как тавтология.

Реклама появилась задолго до нашей эры. Археологами был найден очень древний египетский папирус, на котором размещалась информация о продаже раба с подробными описаниями его рабочих качеств и характера. Подобная информация сохранилась и на глиняных пластинах из древних финикийских городов.

Можно заглянуть ещё дальше, в самую глубь веков в эпоху палеолита. Уже здесь начинает образовываться так называемый проторекламный знаковый комплекс. Приставка «прото» означает недооформившееся, «размытое» ещё состояние сложного в будущем ответвления человеческой культуры. На том этапе она реализовывалась в необходимости самопредъявления одной личности другим, себе подобным и несколько отличающимся.

По отношению к рек­ламе в современном понимании – это был набор культурных предпосылок, которые обладали некото­рыми функциями и чертами рекламной коммуникации. В Древнем Риме реклама выполняла уже практически все функции, которые возложены на неё сегодняшним днём – реклама и связи с общественностью.

Пиар или связи с общественностью: что ближе?

В русском языке эти два выражения, несмотря на то, что обозначают одно и то же, используются избирательно. Со словом «пиар» связывается, как правило, нечто негативное в рекламной деятельности. Широко известно в нашей стране выражение «чёрный пиар». Его употребляют в тех случаях, когда речь идёт о недобросовестной рекламе, нарушающей определенные каноны и нормы.

Слово «пиар» – сокращение от английского Public Relations (PR), что переводится как раз как: связи с общественностью, общественное взаимодействие.

Означает это понятие определенные технологии по созданию и внедрению образа объекта в ряд ценностей какой-то социальной группы с целью закрепить в сознании человека созданный образ как идеальный и необходимый для жизни. Это может быть товар или услуга, идея, организация или персоналии. Часто это: товарный знак, бренд, логотип, название и т.д.

В широком смысле связи с общественностью – это управление общественным мнением, с целью выстроить взаимоотношения общества и коммерческих структур, а также государственных органов. Специалистов, занимающихся этим видом деятельности, называют релайтерами.

Осуществляется это путем передачи в распоряжение СМИ: прессы, радио телевидения и интернета соответствующей информации. Сюда же тесно примыкают  такие понятия, как пропаганда, реклама, агитация, журналистика, паблисити, менеджмент и маркетинг.

Понятие манипуляции общественным мнением, что чаще всего и называют пиаром, связано в России с реалиями 90-х на самом деле PR должен строиться на осознанном диалоге двух равных субъектов, построенном на правде и полной взаимной информированности.

Виды Пиара

Несмотря на то, что история развития рекламной науки уходит глубоко в прошлое, пиар технологии – это всё-таки феномен ХХ века. На сегодняшний день реклама и связи с общественностью представлены широким спектром видов по сфере применения. Вот только «цветные» названия:

Чёрный пиар. Реклама, использующая обман и фальсификации для очернения конкурентов.

Белый пиар. В противовес черному PR – честная, открытая реклама.

Розовый пиар. Успокаивающий PR, питающий иллюзиями, основан на мифах и легендах.

Жёлтый пиар. Применяемый в так называемой «жёлтой прессе» и использующий неприличные и оскорбительные для большинства членов общества слова и изображения.

Зелёный пиар. Социально ответственная реклама.

Серый пиар. Реклама, скрывающая свои источники, но не предполагающая обман или прямую ложь.

Помимо перечисленного, выделяют ешё:

Самопиар. Реклама, нередко анонимная, «раскручивающая» себя самого.

Вирусный пиар. Запущенная реклама, которая распространяется автономно подобно вирусу в силу потребности людей при встрече делиться информацией.

Политический пиар. Политическая реклама, направленная на привлечение к себе общественной поддержки для повышения политической.

Социальный пиар. Социальные, благотворительные рекламные проекты, направленные на формирование в обществе моделей позитивного поведения.

Конфликтный пиар. Работа релайтеров в конкурентной, конфликтной сфере вокруг собственности, а также в сфере противостояния бизнеса и политики, бизнеса и административного ресурса.

Судебный пиар. Управляет в течение правого спора процессом информационного воздействия или ограждения от такового по отношению к репутации клиента.

Релайтер – главный специалист по пиару

Новое время настойчиво диктует появление новых профессий. Реклама и связи с общественностью – специальность, культивируемая сегодня во многих ВУЗах страны. Молодые люди с удовольствием идут учиться на релайтера, чтобы стать по окончании тем связующим звеном между предприятием или крупной компанией и общественностью.

Уже в вузе на теоретических и практических занятиях будущих специалистов учат искусству позиционирования персон и организаций, установлению гармоничных отношений и их поддержанию между клиентом и общественностью.

Настоящий релайтер должен при необходимости стать маркетологом, имиджмейкером, рекламистом и брендмейкером и с успехом выполнить их функции. В его обязанности также входят взаимоотношения со СМИ.

Релайтер  выбирает печатные издания, теле- и радиоканалы, интернет ресурсы, которые бы наиболее полно смогли удовлетворить запросы заказчика и способствовать успеху проекта. Работа с «четвертой властью», с журналистами и владельцами СМИ требует грамотного системного подхода и полной самоотдачи.

Один ответ на “Реклама и связи с общественностью”

  1. Юлия Сказал:

    Совершенно верно, мне тоже кажется, что в сознании большинства россиян слово «пиар» носит, чаще всего, негативный оттенок. «Пиарщик» — произносят с каким-то презрением.
    Очень позновательная статья, с большим интересом прочитала о видах пиара, до этого слышала только о «черном» и «белом», а там, оказывается, целая радуга)))

Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).